Потешки для самых маленьких. Стишки-прибаутки для самых маленьких Простые потешки для самых маленьких

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки * , потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

_________
* Пестушка - это от слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.


Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.


Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!»
-

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!»

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.


Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.


Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.


Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра
«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,
кандидат психологических наук


В люлечке малютка лежит. Рады, что он там бубнит, гуркует, что голубок. Подойдёшь тихохонько к нему и ласково так:

«Гуркуй, гуркуй,
Мой сыночек!
Гуркуй, гуркуй,
Гуркуночек!
Будешь гурку-гурковать,
Буду кашечкой питать!

Кашка-то варится, молочко квасится. Буду тебя, сыночек, кашкой кормить, молочком поить. Гуркуй, гуркуй, мой хорошенький, хорошенький, пригоженький! Что же ты замолчал? Мамку свою учул?» Он тебе и улыбается. Возьмёшь тут его из люльки покормить.

(Грузия, духоборы)

Потягушечки! В пелёночке положешь дитёнка. Я просто говорю: «Давай ложись, вытягивайся! Давай померяю, какой ты большой уже вырос». Он уж тогда заранее руки из пелёнки выбирает. Ну и начинаю мерить: «Потягушечки, порастушечки, чтоб был здоровенький да хорошенький, раз, два, три...» А он грохочет - щекотно ему. А мерить начинаешь с пальчика вытянутой его ручки и до пяточки. И меряешь пядью - вытягиваешь свой большой и средний палец. А бывает, меряешь и с гнутым пядем - это когда большой палец сгибаешь и ставишь его на костяшку. Померяешь и говоришь: «Сынок Витя-то уже большой вырос - пять пядев с гнутом, то есть пять с половиною».

(Белгородская область)

Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом: «Потягу-ушечки» - начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-ушечки» - тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так вот за бочка обоймёшь, за подмышечки, ему щекотно, он и смеётся.

И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были:

Потягу-у шечки,
Да расту-ушечки!
Растянитесь, ножки.
Вырастайте, ножки,
Да побегу-ушечки -
Не кривы, а прямы!

(Грузия, духоборы)

Вот он в люльке там потягивается, а ты вот так станешь его по грудке гладить. Гладишь его и припеваешь:

Потягушеньки,
Да порастушеньки,
Мои дорогушеньки!
Расти, Ваня, большой,
Да не будь лапшой!
Когда вырастешь большой,
Будешь бегать да ходить,
Ручки в пазушке носить,
Маме да папе прянички дарить.

Пазушки - это раньше у ребят рукавички-то не всегда были, так в мороз туда в пазухи (подмышки) запихивали руки, так и бегали. Вот припеваешь ему это, гладишь-трёшь по животику и ножкам. Ему и хорошо, приятно.

(Архангельская область)

Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!» Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется, ручками, ножками буртыхается. Растираешь его всего-то и так и эдак, он же в пелёночках-то замотанный залежался, как полешко стал, его и разминаешь, кровушку разгоняешь, выговариваешь: «Потянись, детка, потянись! Подрасти-подрасти, побольше вырасти:

Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперёк
Толстушечки!
Ручки-хватушечки,
Ножки-ходушечки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок!»

(Белгородская область)

Хороший у Марьи был сынок. Она его жалела и так вот ласкала. Всё, бывало, дивуется им, так вот подколыхивает его и ему такую вот песенку поёт:

Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!

А он улыбается, радуется. Когда мать сильно любит своего ребёнка, она уж его и приласкает, и приголубит, и родименьким назовёт.

(Смоленская область)

Ласкать дитя - бабье дело. Отцу-то недосуг. Верно говорят: «При солнце тепло, а при матери добро». Она всегда своего приласкает, по головке погладит, скажет: «Ой ты, мой миленький, мой любименький, голубочек сизенький, красное солнышко, житное зёрнышко, дитятко моё прекрасно-дорого!» И жемчужинкой его называет, и ягодиночкой, и хорошеньким-пригоженьким. Зацелует его, крохотинушку, затютюшкает.

У нас так скажут: «Мать дитя у корзины накормит, отец у сусека заморит». Если нет матери, отец плохо о ребёнке заботится. Он всё на работах, в заботах. А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, что оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю:

Любашечка,
Дорогашечка,
Дороганно моё,
Серебряно моё,
Золотиночка,
Дорогиночка!

Кто ж его приласкает, если не мать. А созорничает что-то там малый, шалость-то и скроешь: и плачешь да прячешь, чтоб от отца не досталось ему. Жалко.

(Архангельская область)

Бывает, что привидится во сне маленькому там что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь:

«Тихо-тихо, не плачь,
Я куплю тебе хохлач!
Тихо-тихо, не вой,
А то дам тебе помой!

Ну, рёва-корова сено поела, опять заревела!» - и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит.

(Смоленская область)

Когда детка расплачется, говоришь: «Не плачь, а то цыган придёт, он тебя к себе заберёт, и не будет у тебя ни мамы, ни папы. Ну, не плакай, послушай:

Ко"кли-мо"кли,
Глазыньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!

Ну, что же ты плакаешь, людям спать не даёшь. Вон котик сидит на дубу и играет во трубу. Если будешь плакать, схватит тебя котик за чубок и утащит на дубок, чтобы ты молчал и не кричал». Глядишь, он и успокаивается.

(Волгоградская область)

Уговариваю: «Оленька, доченька моя, не плачь. Я буду печь калачи и тебе испеку. Будешь есть хорошие, мягкие калачики:

Не плачь, не плачь,
Дам калач!
Не реви, не реви -
Дам все три!
Не швы"ркай, не швыркай -
Дам с дыркой!

А если будешь плакать, дам худой лапоть! Вот умница, замолчала, плакать перестала. И глазыньки просохли, как солнышки засияли».

(Архангельская область)

Пою, когда малец мой плачет, ревит:

Рёва-корова,
Дай молочка!
А не дашь молочка -
Вдарю тебя под бочка!

И тут когда как придётся, когда из люльки и на руки возьмёшь, утешаешь: «А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач. Ну-ну, не завой, испеку тебе другой. Ну-ну, не реви - испеку тебе три! Если понимаешь по-русски - не кричи! А то вон Бука идёт, тебя в мешок посадит и унесёт. Не плачь, от Буки не спрячешься!» Ну и утешишь его, уговоришь, угомонится он.

(Краснодарский край)

Гляжу, плачет внучка - мамка отшлёпала. Я и успокаиваю:

Я, коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Олю будет бить.
Тому худо будет жить!

Она ушки топориком сделает, глазёнками зырк-зырк на меня и замолкает, не плачет больше.

(Белгородская область)

Прутиком успокаивали, чтоб не плакал. И Бабой Ягой пугали: «Не реви! А то Баба Яга - старая карга придёт, тебя отнесёт в лесок и зароет во песок. А медведи найдут, на тебя заревут. Кабаны придут, под дубок отнесут. Будешь под дубком лежать, будут птички прилетать, тебе кушать не давать. Не будешь расти и помрёшь в напасти! Ну, замолчи, не реви! Вон Бабка Яга - порота нога за дверьми стоит, на тебя глядит. Поди-поди, Бабка Яга, сюда! Алёшка-то не затихает!» А этот Алёшка уже и прислушивается, примудряется-пригадывает что-то там про себя, на дверь поглядывает. Ну, и замолчит. Положишь его в кроватку на бочок, он и уснёт.

(Смоленская область)

Чтобы не плакали, пугали. Были Буки-ти, Чиликуны - дети их боялись. В Игнатьев день Чиликуны в острых шапках выходили из проруби, а потом на Крещение уходили. В то время по Святкам ходили наряженными по деревне колядовщики. И вот этими пугали малышей: «Гляди, Чиликуны вышли! Вот всех-то озорников да рёв с собой в прорубь утягивают». А в бане Обдирихи боялись, под полком тогда всё с лучиной она. Заплачет малышонок, а ему: «Обдериха-то под полком, за пяточку укусит, за чубок подерёт». Там же черняше всё в бане-то, ну и они боялись.

(Архангельская область)

Чтоб внучечка не озорничала, не баловала, всё козой пугаешь: «Коза рогатая идёт, рожками забодёт, ножками затопчет, хвостиком заметёт!» А испугается шибко она, то и говоришь: «Не бодай, коза, Танечку! А коза бодается-бодается, а мужик ругается-ругается. Стой, стой, коза, стой, безрогая моя! Не бодай деток! Детки ещё маленькие...»

(Белгородская область)

А когда малой, бегая да мудруя, кричит, и не сделаешь уже ничего, говоришь: «Замолчи! А то дед Бабай с мешком сейчас придёт и заберёт. Отнесёт за кустик и назад не пустит». Гуляешь с ним, а там лошади-ти, коровы на выпасе. А он пальцем тыча: «Баба, к коське, к коське!» Хотит к лошади подойти. А я ему:

Кыш, кыш, ком,
Не ходи, Ваня, лужком!
Тебя кони залягают,
Коровы забодут,
Маленьки телятки
На рожках унесут!

Он и не просится уж.

(Архангельская область)

Я когда выведу Катьку, свою внучку, гулять, и она заупрямится что-то там и далеко отбегает поиграть, тут я ей сказываю:

Уж ты, крошка моя,
Не ходи туда одна!
Там мышки сидят,
Горностайчики сидят.
Тебя, внученька, съедят!

Она испугается, скорей бежит ко мне и под юбку прячется. А как закуролесит, разбукусится, я ей:

Ай цугу, цугу, цугу,
Не кружися на лугу.
На лугу лужица,
Голова закружится.
В лужицу ты упадёшь
И потонешь, пропадёшь!

И она не балуется, утихомиривается.

(Нижегородская область)

Ванька что-нибудь закапризничает, захнычет: «У меня тут бо-бо». А я: «Ну, давай я тебя полечу!» Ну и начинаешь. Вот, значит, он тогда ляжет, вытянется и прислухивается, а я ему причитываю: «У кошки боли, у собачки боли, а у Ванечки заживи! Чтоб не горело, не болело, не кололо, не пороло, зажило! Во веки веков!» И дую на больное место, и поглаживаю. Не отойду, пока он жалится.

(Грузия, духоборы)

Если у ребёнка какая-то боль, то ль он там пальчик прибил, или упал и ушибся, то своим указательным пальцем водишь вокруг больного места - округ-оберёг. Потом по больному месту приглаживаешь ладонью и при том три раза запеваешь:

У кыски боли,
У мышки боли,
У собачки боли,
У рассомачки боли.
А у Вовочки -
Никогда не боли,
Всё заживи!

И всё заживёт.

(Коми)

Ушибётся, а я его утешаю: «Ой, бо-бо! У волка боли, у зайца боли, у медведя боли, а у Никитки поправей! Подьте, подьте, все боли, за чистое поле, за тёмный лес, там вам умереть и дня не болеть!» Ну, тут ещё подуешь на ранку, погладишь, три раза плюнешь. И всё оправится, всё отвалится, не будет болеть.

(Архангельская область)

Спать и днём сыночка уложишь. А когда проснётся, чуть-чуть отойдёт, полежит в люльке, подойдёшь к нему, качаешь и забавлянку запеваешь:

Кочки-вочки,
Ехали хохлочки
На серой собачке!
Зацепили за пянёк,
Простояли весь дянёк.
А вечером отцепили
И назад покатили.

Он рассмешится, разулыбается. Тогда берёшь его на руки, подержишь чуток, поносишь. Потом покормишь, положишь в зыбку, и он лежит. Когда он лежит спокойно, не тревожит, что-то по хозяйству делаешь, без дела не сидишь. Думаешь: «Ну и хорошо, пусть полежит». А когда уж он начнёт там в зыбке кряхтеть-пыхтеть, тогда всё бросаешь, подходишь к нему, вынаешь из зыбки и забавляешь.

(Волгоградская область)

Придут ко мне, скажут: «Ой, Авдотья, поводись-ка с робятками-то. В поле надо идти, ведь не с кем оставить. Авдотья, поводись, дорогая». А я и не откажусь: «Ну да ладно уж, повожусь». Придёшь - один малый в зыбке лежит, другой под лавкой сидит, третий на полу играется. Вот и забавляешь их:

Чебатуха, чебатуха,
Хорошая баба,
Наварила кулешу,
Нажарила сала.
Поставила у чулан,
А кошка похватала.

И про эту кошку чего там им ещё не наплетёшь:

Я этой кошке
Купила сапожки,
Причесала усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать -
Хвостик некуда девать.

Весь день с ними водишься. И за это деньги не брала. Хозяева что-нибудь испекут, состряпают и угостят чем-то вкусным. Кто принесёт еды какой. Говорят так: «Дитя любит качку, пестунья подачку, дитя любит рожок, а пестунья пирожок».

(Белгородская область)

Ребёнок проснётся и захныкает в качке. Вот подойдёшь и качку сильно поперёк от себя раскачиваешь: «Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша! Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша!»

Или так прикачнёшь:

Гойда-гойдоша,
Где кобылка, там лоша!
Поскакали до воды,
Объелися лебеды!

Надо из качки его брать. Распеленаю и на подушку ложу отдохнуть от пелёнок. Ручки, ножки он расправит, вольно так ему. Это когда гулялися с ребёнком - забавляли.

Проснётся Катька и ревит. Я к ней. Надо одевать, из кроватки брать. И говорю: «Иду, Катьку разбужу. Уж ты скорей вставай, ножки обувай да по горенке ступай. Девонька, не ленись, поскорее шевелись». Одеваю, а сама размовляю:

Бабка краски разводила,
Дед портреты рисовал,
Свинья музыку играла,
Кобель польку танцевал.

Из кроватки её возьму и приплясываю с ней на руках:

На этом уроке вы познакомитесь с пестушками, потешками и прибаутками, узнаете, с какой целью они используются, и научитесь их правильно читать.

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка - это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» ()

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала (рис. 3).

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» ()

Прочитайте несколько стишков:

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался (рис. 4).

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам веди!

- Да он меня не пускает! (рис. 5)

Собака

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это - прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками .

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство - фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки - это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать - холить, лелеять, нянчить.

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

Рис. 8. «Собака на кухне…» ()

Так растёт малыш:

  • пестушки - качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки - играем ручками и ножками;
  • прибаутки - учим познавать окружающий мир.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Detyam-knigi.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Doc4web.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение пестушкам.
  2. Объяснить различие между потешками и прибаутками.
  3. Выучить понравившуюся потешку наизусть.

Вдоль по реченьке

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Заинька

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Сорока

Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

Дарики-дарики!

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Сорока, сорока

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил – nепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Ручки

Ручки, спляшите разок -
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.

Этот пальчик хочет спать

Та-ра-ра!

Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?

– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик

Шла купаться черепаха

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. А слово в потешке напрямую связано с жестом. Именно поэтому к потешкам можно и нужно приучать даже самых маленьких,новорожденных. Они могут помочь им познакомиться со своим телом,со своими действиями во время дня, с мамой, папой и всей остальной семьей посредством игры и общения. Особенно популярны потешки про еду, кушая с потешкой малыш обязательно удивит Вас своим хорошим настроением и аппетитом! Имена, использующиеся в потешках, нужно заменять на имя ребенка, к которому Вы с этой потешкой обращаетесь.

Потешки для знакомства с телом

Потешка №1

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

потешка №2

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

потешка №3

(Водя пальчиком ребенка по называемым частям тела):

Носик, носик, лобик,

Щечки, подбородок.

Ушки, глазки,

Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать).

потешка №4

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

потешка №5

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

потешка №6

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки -

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

потешка №7

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок,

Пощекочем твой бочок.

потешка №8

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

Купание с потешкой

потешка №9

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

потешка №10

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

потешка №11

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

потешка №12

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Настёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

потешка №13

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

потешка №14

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

с Даши худоба.

Водичка вниз,

А Дашенька вверх!

потешка №15

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Потешки от слез

потешка №16

Раз зубок, два зубок -

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Потихонечку, полегонечку -

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

потешка №17

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

потешка №18

У киски болит,

У собачки болит,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

потешка №19

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу - скажет киска

Наша детка хороша.

потешка №20

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Массаж с потешкой

потешка №21

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки - хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

потешка №22

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрём,

Отдохнём совсем немножко,

А потом опять начнём.

потешка №23

Поглаживаем спинку.

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам…

потешка №24

Били лён, били(стучим кулачками по спине)

Топили, топили(растираем ладонями)

Колотили, колотили(похлопываем)

Мяли, мяли(разминаем пальцами)

Трепали, трепали(трясём за плечи)

Белы скатерти ткали(чертим ребрами ладоней)

На столы накрывали(поглаживаем ладонями)

потешка №25

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили - пощипали,

Походили - поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать -

Дадим им крошек поклевать.

Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

потешка №26

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено(стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)

Пришла лисичка,(гладим спинку)

Хвостиком помахала

Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)

Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)

Стул,(стул — щепотью)

Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)

Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Потешки про еду

потешка №27

Супик жиденький,

Но питательный!

Будешь худенький,

Но пузатенький!

потешка №28

Овощи мама в кастрюле варила.

Самое вкусное туда положила.

Мясо, яички, картошка, укроп

Очень хотят попасть к Насте в рот.

Давай-ка не станем их обижать

И все что в тарелке будем съедать.

потешка №29

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

потешка №30

Здесь водичка холодненька,

Здесь - тепленька,

Здесь - горяченька,

А здесь - кипяток, кипяток!

потешка №31

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою.

Остальное докушали ушки!

потешка №32

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет -

Забодает,

Забодает,

Забодает!

потешка №33

Якова жена

Калачи пекла:

Калачи горячи,

За окошко мечи.

Прилетели грачи,

Похвалили калачи.

потешка №34

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножко.

потешка №35

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

потешка №36

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

потешка №37

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)

На головку сели!

Ладушки запели.

потешка №38

Вот это - хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу -

Сколько дали!

потешка №39

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой - «простоквашкою»,

Третий скажет - «молочком,

И румяным пирожком».

потешка №40

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

потешка №41

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

нужно съесть её скорей!

потешка №42

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.(загибаем пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!

потешка №43

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

потешка №44

Сорочка, сорочка,

Бело-белобочка,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости, на двор -

Кашка, на стол,

Гости со двора -

Кашка со стола.

потешка №45

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

потешка №46

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

потешка №47

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

потешка №48

Глубоко -не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка -

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

потешка №49

Кастрюля-хитруля

Славе кашку сварила

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Слава первым придет?

потешка №50

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Машеньки калачи,

Для Машеньки горячи.

потешка №51

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

Потешки с указанием действий для детей до 3-х лет

Пальчиковая игра для малышей от года до двух лет «Червячки»

Поднимаем руки, сгибая в локте так, чтобы ладошки были на уровне плеч. В ритм музыке сжимаем-разжимаем кулачки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Делаем ладонями вращательные движения «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Делаем из ладошек «голову вороны»: соединяем вместе все пальчики, отодвигая большой палец изображаем каркающую ворону????

Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!

Червячки прячутся! Прячем ручки за спиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: