Ребенок заикается: в чём причина и что делать? Заикание у детей – как помочь ребенку Ребенок 3 года заикается что делать.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок начал заикаться. Как известно, подобному состоянию должны предшествовать какие-то причины. Именно в этом мы и попробуем разобраться, а также выясним, как себя вести, что делать в сложившейся ситуации.

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь;
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Стадии заикания

  1. Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
  2. На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
  3. Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
  4. На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.

Причины

Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.

  1. Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов;
  2. Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь .
  3. Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
  4. Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
  5. Патологии эндокринной системы.
  6. Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
  7. Заболевания лор-органов.
  8. Вялопротекающие болезни внутренних органов.
  9. Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
  10. Недостаток физической развитости малыша.
  11. Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
  12. Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
  13. Повышенная привязанность малыша к маме.
  14. Отсутствие контакта с родителями.
  15. Переучивание левши на правшу.
  16. Отсутствие дневного распорядка.
  17. Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
  18. Генетическая предрасположенность.
  19. Позднее развитие речи.
  20. Нарушения в работе органов ЦНС.
  21. Ускоренный темп речи.
  22. Психологическая травма, сильный стресс или испуг .

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, . Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность;
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики ;
  • сложности во время общения;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • отсутствие полноценного сна;
  • , плаксивость;
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Диагностика

  1. Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
  2. Тест на звукопроизношение.
  3. Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
  4. Проверка фонематического слуха.

При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:

  • Электроэнцефалограмма;
  • МРТ головного мозга;
  • реоэнцефалография;
  • ЭхоЭГ.

Когда нужно к врачу

Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.

  1. Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
  2. Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
  3. Появилось удлинение слов.
  4. Ребенку тяжело воспроизводить речь.
  5. Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
  6. Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
  7. Малыш часто молчит , старается не разговаривать.

Особенности ухода

  1. Эмоциональное спокойствие:
  • необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему;
  • недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном;
  • ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние;
  • никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном;
  • ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
  1. Особенности речевого произношения:
  • станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо;
  • умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять;
  • не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания;
  • пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью;
  • следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне;
  • рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
  1. Особенности физического развития:
  • гимнастика;
  • спортивные игры на воздухе;
  • плавание;
  • физическими упражнениями;
  • проведение массажа;
  • займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина , игры с песком, рисование.
  1. Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Профилактические меры

  1. Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
  2. Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
  3. Не рассказывайте на ночь страшилки.
  4. Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
  5. Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
  6. Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
  7. Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
  8. Соблюдайте режим бодрствования и сна.
  9. Читайте книги, занимайтесь развивающими играми .
  10. Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
  11. Не допускайте ссор и конфликтов в семье.

Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.

Некоторые из молодых родителей сталкиваются с тем, что их ребенок начал заикаться. Вы только представьте: обычный день, не предвещающий ничего плохого, и вдруг ваш малыш, запинаясь, выговаривает: «Ма-ма-мама, я не буду суп!», как будто что-то мешает ему начать фразу. Сердце наполняет тревога – а вдруг он будет заикаться и дальше! Сайт для мам сайт попытается выяснить причины заикания у маленьких детей и что предпринять в этой ситуации.

Заикание или по-научному логоневроз – это речевой дефект, проявляющийся нарушением темпа, ритма речи и дыхания во время выговаривания слов. Данные нарушения речи развиваются на фоне пережатия различных частей речевого аппарата.

Если вы сталкивались с заикающимся человеком, то можете представить, насколько сильно ограничивает данное заболевание его нормальное общение с другими людьми. Заикание наиболее часто наблюдается у детей в возрастной категории от 2 до 5 лет, когда фиксируется пик речевого развития.

Причины, почему ребенок начал заикаться

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения заикания – это нарушение правильного взаимодействия между речевым центром и артикуляционными движениями. Проявляется оно судорогами. Они-то и вызывают речевые отклонения: повторы слогов и отдельных звуков, торможение при произношении и т.д. Обобщенно, мыслительная деятельность малыша иногда попросту опережает двигательный аппарат.

Существует еще несколько причин, почему ребенок начинает заикаться:

  1. Перенесенные в раннем возрасте болезни: корь, коклюш, тиф и заболевания органов речевого аппарата – гортани, носа, глотки.
  2. Травма или ушиб головы.
  3. Сильное эмоциональное перенапряжение вследствие сильного испуга, переживаний, тревог, страхов или наоборот, положительного всплеска эмоций.
  4. Предрасположенность к развитию недуга из-за родовой травмы либо перенесенного матерью в период беременности сильного стресса.
  5. Чрезмерная умственная активность: загруженность занятиями в кружках, изучение сразу нескольких языков.
  6. Сложная психоэмоциональная обстановка в семье.
  7. Неосознанное копирование речи других сверстников.

Что делать, если ребенок начинает заикаться?

Если ваш трехлетний малыш пытается вставлять в слова лишние звуки, ненужные слоги, выговаривает слова, растягивая и повторяя звуки – это нормально для его возраста. Он пробует новые звуки и незнакомые ему слова «на вкус».

Но если такие запинки стали частым явлением и понимать ребенка становится все труднее, тогда стоит сходить на прием к нескольким специалистам: невропатологу, психологу или к логопеду-дефектологу. И сайт сайт советует не медлить с этим – нормальную речь восстановить будет намного легче, если начать устранение дефектов на ранних этапах.

Если ребенок заикается не более двух месяцев – это начальный этап и лечится он быстрее, нежели закрепившееся заикание.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 3 года?

  1. Ограничьте речевую активность – пусть ребенок говорит как можно меньше. Организуйте его ежедневный режим с наименьшей необходимостью в разговорах. Отвечайте на его вопросы, но без надобности не задавайте свои.
  2. На время оградите ребенка от просмотра мультфильмов, от походов по гостям, посещения шумных мест с большим скоплением людей. Скорее всего, даже придется на время отказаться от детского сада.
  3. Если ребенок начал заикаться, то ему будут полезны занятия на развитие мелкой моторики: настольные игры, рисование, игры с песком и водой. Можно также танцевать и петь под медленную музыку. Все эти меры способны успокоить и укрепить нервную систему малыша.
  4. Посещайте занятия с логопедом и не забывайте про визиты к невропатологу. Профессиональная помощь вашему ребенку сейчас нужна как нельзя кстати.
  5. Вы должны стать примером для подражания, поэтому разговаривайте при ребенке плавно и без речевых ошибок. И ни в коем случае не указывайте ребенку на его речевые нарушения – так вы только усугубите ситуацию.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 4 года?

Программа раннего развития, которая практикуется на данный момент в дошкольных учреждениях, сильно нагружает и утомляет детей. Как итог, развиваются выраженные нарушения речи. С вашей стороны требуется:

  1. Регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе.
  2. Минимум информационной нагрузки – уберите на время телевизор и другие гаджеты.
  3. На время отказаться от посещений детского сада.
  4. Следить за режимом дня: вовремя , не игнорировать дневной сон.
  5. Обратиться за помощью к логопеду и невропатологу. Заикание, даже вовремя вылеченное, может вернуться, особенно на фоне новой стрессовой ситуации.

Что делать, если ребенок начал резко заикаться?

Если недуг развился резко и остро, то это может указывать на то, что ребенок перегружен информацией, сильно напуган либо он получил психологическую травму. Если негатив исходит со стороны , то следует на время отказаться от его посещения либо вовсе перевести ребенка в другое учреждение.

Ко всему прочему стоит добавить, что нелишним будет научить ребенка дыхательным упражнениям для формирования плавной речи без перескоков, а также посетить несколько сеансов расслабляющего массажа.

Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.



Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.



Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.



Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.



Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки “А”, “О”, “И”;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический – возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный – развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: